МБУ ДО «ЦППМиСП»

Версия для слабовидящих

Вы здесь

Родителям о ранней помощи

В этой  статье специалисты Центра хотят познакомить родителей с новым направлением деятельности МБУ ДО «ЦППМиСП», осуществляемым в рамках службы ранней помощи.

Утвержденная правительством  еще в августе 2016 года Концепция развития ранней помощи  благополучно  приживается и в нашем регионе, в том числе и в г. Алексин.  

Что  же  представляет  собой ранняя помощь? Чтобы  ответить на этот вопрос, давайте   окунемся  немного  в  историю. Начало  развития ранней помощи приходится на конец 1950-х – начало 1960-х годов.  Важная  роль принадлежит профессору Майклу Гуральнику,   известнейшему исследователю в области ранней помощи, создателю Международного общества специалистов по ранней помощи, ученому. Он подчеркнул важность того, каким образом осуществляется взаимодействие членов семьи с малышом.

     Зарубежные и отечественные ученые много усилий приложили,  чтобы понять особенности взаимодействия матери и младенца с нарушениями развития. Большая работа была осуществлена отечественными учеными. Начало этим исследованиям было положено в 1990-х годах. Именно в это время в Россию пришла идея ранней помощи. Ее с энтузиазмом восприняли те специалисты, которые, по-видимому, уже были готовы к ней. В Санкт-Петербурге создатели Института раннего вмешательства перенимали опыт у шведских специалистов. В Москве команда первой службы ранней помощи «Утешение» – у бельгийских коллег.

  В 1990-х годах ученые пришли к  выводу,  что нужно пересмотреть направленность ранней помощи, а именно, поместить в центр внимания не изолированного от окружения ребенка с его особенностями, а «ребенка в контексте» – такого, каким он предстает в своем взаимодействии с окружающей средой. Соответственно акцент, который прежде делался на обучении навыкам, заметно смещается в сторону семьи и взаимодействия внутри нее, а значимой целью вмешательства становится ситуация взаимодействия ребенка со значимым близким.

    Целями ранней помощи являются:

— улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях,

— повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями/воспитателем и в семье,

— повышение компетентности родителей/воспитателей в вопросах развития и воспитания ребенка,

— включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.

   Основу ранней помощи составляют положения теории привязанности, согласно которой для благополучного психического, физического, коммуникативного развития ребенка и формирования у него адаптивных моделей поведения и типов привязанности, ребенку необходимо взаимодействие с чувствительной, отзывчивой и стабильной матерью или заменяющим ее близким взрослым.

Целью  является развитие эффективного функционирования ребенка через его вовлечение и участие в типичных ситуациях домашней и социальной жизни  и нормализация жизни семьи. 

Этапы ранней помощи

Этап 1.  Включение ребенка и семьи в число получателей услуг ранней помощи проводится в рамках процедуры первичного приема. Первичный приём включает в себя приём документов, проведение первичной оценки, обсуждение специалистами и родителями и, как итог, принятие решения о том, нуждается ли ребенок и его семья в услугах ранней помощи.

Этап 2. Проведение оценочных процедур для составления ИПРП (индивидуальной программы  ранней помощи) ведущим специалистом во взаимодействии с родителями (законными представителями) ребенка с привлечением тех специалистов, участие которых планируется в реализации ИПРП. Оценочные процедуры включают: оценку развития ребенка; оценку его функционирования, которая осуществляется по категориям МКФ (международной классификации функционирования) и основана на изучении рутин повседневной жизни; оценку сферы взаимодействия и отношений ребенка с родителями/воспитателями и в семье; оценку факторов, влияющих на развитие и функционирование ребенка.

Этап 3. Составление ИПРП. ИПРП разрабатывается на основании результатов углубленных оценок ведущим специалистом совместно с родителями с учетом мнения и предложений специалистов, привлекаемых к её реализации. ИПРП составляется на срок не менее 6 месяцев.

Этап 4. Реализация ИПРП. Все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, должны содействовать вовлечению семьи в ее реализацию. Взаимодействие с ребенком и семьей проводится на основе их собственной активности и участия.

Этап 5. Промежуточная и итоговая оценка   направлена на исследование имеющихся результатов работы и позволяет понять, достигнуты ли поставленные цели.

Этап 6. Завершение ИПРП, сопровождение ребенка и его семьи при переходе в образовательную организацию или продление ИПРП.

Хочется напомнить родителям, что первые несколько лет считаются наиболее важным этапом в жизни человека. Оптимальное развитие физических, социальных, эмоциональных, когнитивных и коммуникативных областей жизненно важно для непосредственного и долгосрочного здоровья и благополучия детей. То, что происходит с детьми в ранние годы, сильно влияет на их физическое и психическое здоровье, на возможности обучения, особенно связанные с грамотностью и счетом, на освоение множества навыков, нужных в повседневной жизни. Чем раньше начинает оказываться помощь, тем больше возможности у ребенка реализовать заложенный природой потенциал.